Классификация моторных масел
Классификация вязкости SAE
Вязкость моторных масел выражается с помощью классификации SAE (Society of Automotive Engineers). В классификации SAE моторные масла разделены на одиннадцать классов: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50 и 60. Для масел, обозначенных только цифрой, предельная вязкость определена при 100°С в соответствии с приложенной таблицей.
Буква W после цифры обозначает пригодность масла к эксплуатации в холодных условиях. Для масел данных классов кроме указанной в таблице минимальной вязкости при 100°С определяется также предельная температура перекачиваемости и вязкость при низких температурах. Для каждого класса SAE определена максимальная вязкость при своей температуре (см. приложенную таблицу). Измерение вязкости происходит на имитаторе холодного картера (устройство CCS).
Предельная температура перекачиваемости, со своей стороны, показывает самую низкую температуру, при которой масляный насос двигателя может перекачивать масло в системе смазки. Данную температуру можно считать самой низкой температурой безопасного пуска двигателя.
Буквы "HTHS" в таблице расшифровываются как High Temperature High Share Rate, т.е. "высокая температура - высокая прочность на сдвиг". С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкости масла в экстремальных условиях при высокой температуре. Большинство имеющихся в продаже в настоящее время моторных масел имеет несколько диапазонов вязкости, т.е. отвечает требованиям к вязкости в определенном классе как при низкой, так и при высокой температуре.
Класс SAE |
Вязкость по CCS, cP/°С |
Предельная температура перекачиваемости, °С |
HTHS, cP** |
Вязкость, cSt/100°С |
0W
5W
10W
15W
20W
25W
20
30
40
50
60 |
3250/-30
3500/-25
3500/-20
3500/-15
4500/-10
6000/-5 |
-40
-35
-30
-25
-20
-15
|
2,6
2,9
2,9/3,7*
3,7
3,7 |
> 3,8
> 3,8
> 4,1
> 5,6
> 5,6
> 9,3
5,6-9,3
9,3-12,5
12,5-16,3
16,3-21,9
21,9-26,1 |
* - классы вязкости SAE 15W-40, 20W-40, 25W-40 и 40.
** - минимальная вязкость при 150°С.
Моторное масло двухтактных двигателей - Техническая характеристика моторных масел для двухтактных двигателей определяется классификацией API, которая основывается на испытаниях в лаборатории и тестах двигателей. Масла для двухтактных двигателей делятся на четыре класса API.
Класс API |
Основная область применения |
API-TA - Двухтактные двигатели мопедов, газонокосилок и соответствующих машин
API-TB - Маломощные мотоциклы, мотороллеры
API-TC - Смазка для двухтактных двигателей, работающих на суше, также тогда, когда требуется класс API-TA и API-TB
API-TD - Смазка для двухтактных подвесных лодочных моторов
JASO - Классификация японских изготовителей двигателей, в которой особое внимание уделяется небольшому дымообразованию. Классы JASO следующие: FA, FB и FC (в последнем самые высокие требования)
NMMA - Специальная классификация изготовителей подвесных лодочных моторов. В этой классификации особое внимание обращается на обеспечение чистоты двигателя. Классы изготовителей подвесных лодочных моторов: TC-W2 и TC-W3, из которых требования TC-W3 более высокие и он заменяет TC-W2 с 1992 года. |
примечание - классы API-TC, API-TD параллельны, то есть они не могут заменить друг друга.
Перейти в: Масла Teboil |